Добавление новости

##* *## ######### ######### *#####* ### ### ######### ######### *#######* ###* *### ***###*** ###****** ###***### ####*#### ##* ##* ##* *## ######### ##* ##* ##* *## ######### ##* ##* ##* ##*###*## ##* #######* ##* ##### ##*###*## ##* #######* ##* ##### ##* *## ##* ###**** ##* **### ##* *## ##* ##* ##* *## ##* *## ##* ##* ##* *## ##* *## ##* ###****** ###***### ##* *## ##* ######### *######## ##* *## ##* ######### *#######

ИНТЕРНАТ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ

Как получить среднее образование детям из малокомплектных сельских школ? Нам удалось пообщаться практически со всеми участниками тлеющего конфликта, начиная от родителей девятиклассниц и заканчивая министром образования Карелии. 

И СТРАШНО, И ДОРОГО

Татьяна Оловянникова - мама Маргариты, одной из двух выпускниц кяппесельгской школы, утверждает, что в 10-й класс дочь и ее одноклассницу Полину отказываются принимать. 

- Нам говорят, что школа не получила аккредитацию, что наши дети не смогут получить аттестат. Мы с Тамарой Яковлевной, мамой Полины, подали директору школы заявления с просьбой принять Маргариту и Полину в 10-й класс. Директор школы нам объяснила, что на 10 и 11-й классы не предусмотрено финансирование, - рассказала Оловянникова.

В администрации Кондопожского района предложили отдать девочек в интернат в Кондопоге. Мамы категорически против. Аргументы очевидны.

Во-первых, отправлять несовершеннолетнего ребенка в школу-интернат за сто километров от дома — страшно. Во-вторых, женщины плохо представляют, каким образом девочки будут добираться до Кондопоги. Да и лишних денег на то, чтобы оплачивать проезд, у родителей нет. 

По таким дорогам пусть в школу превращается в мучение.

Оловянникова рассказала, что в кондопожской администрации ее пугают тем, что дочь не сможет сдать экзамен в 11-м классе. Правда, подобный аргумент она слышит не впервые. Точно так же родителей стращали и раньше, только экзаменами за 9-й класс. Но чиновники ошиблись, дети выдержали испытание.  

В прошлом году сын Татьяны Оловянниковой после окончания 11-го класса кяппесельгской школы поступил в Петрозаводский университет.

Женщина считает, что ссылки на низкое качество образования – отговорка, за которой скрывается нежелание чиновников открывать для двух учеников 10-й класс. 

В 2015 году родителей девятиклассников удалось убедить не отдавать детей в 10-й класс. Так в кяппесельгской школе исчезли десятиклассники. После выпуска в этом году 11-го класса уже ничто не препятствует тому, чтобы свернуть программу среднего образования.      

​ 

Малышам на селе пока рады, а вот старшеклассников уже просят подальше в город.

Мешают этим планам Оловянникова и Насонова, которые даже опубликовали в газете «Новая Кондопога» открытое письмо, напомнив, что весной жители приняли участие в программе местных инициатив и собрали деньги на ремонт школьного пищеблока и туалета. «Зачем было собирать деньги, ведь наших детей учить не хотят?» - недоумевают женщины.      

Они обратились в районную прокуратуру. Мамы девятиклассниц сдаваться не намерены. Они не исключают, что им придется через суд отстаивать право своих детей на общедоступное и бесплатное образование.  

В ПЛАНЫ НЕ ВХОДИТ

- … Открытие 10-го класса в МОУ "Кяппесельгская СОШ" с численностью два обучающихся повлечет за собой значительные трудности организации образовательного процесса, - сообщается в официальном ответе из администрации Кондопожского района.

Руководитель отдела образования кондопожской администрации Федор Герасимков настаивает, что во главе угла стоит качество образования. Хотя он не скрывает, что возобновление работы 10-го класса для двух школьниц потребует определенных затрат. 

- В постановлении, которое было выпущено к новому учебному году, 10-й класс в кяппесельгской школе не планировался, - сказал руководитель отдела образования.  

Если предположить, что 10-11-й класс девочкам все же придется заканчивать в интернате, как в администрации намерены доставлять детей из дома в Кондопогу за 115 километров?

В официальном письме из районной администрации сказано, что «транспортное обеспечение к месту учебы и обратно (подвоз к железнодорожному транспорту — поезду Медвежьегорск — Кондопога — Медвежьегорск) гарантирует Кяппесельгское сельское поселение (предоставление автомобиля для подвоза)». 

- Это вопрос, который мы с разных сторон прорабатываем, - сказал Федор Герасимков. По его словам, родителям не придется тратить деньги на дорогу, но, как конкретно будет пролегать маршрут несовершеннолетних, в администрации не решили.

Глава Кяппесельгского сельского поселения Анжелика Дубень воспринимает ситуацию в ином свете. 

- На сегодняшний день у школы есть лицензия, которая дает возможность обучать детей, но отсутствует аккредитация. Аккредитация — это возможность получать документы установленного образца по результатам экзаменов, - объяснила глава поселения. 

Учащихся из деревни Уница в кяппесельгскую школу доставляет школьный автобус. Отправлять детей получать среднее образование в Кондопоге, с точки зрения Дубень, весьма проблематично.

Я не понимаю, как можно обеспечить доставку детей в Кондопогу. Поезд Медгора — Петрозаводск проходит в Кяппесельге в 4 утра. Дети живут за 15 километров от Кяппесельги. Им нужно ночью приехать на железнодорожную станцию, сесть в поезд, в 6 утра приехать в Кондопогу. Причем дети несовершеннолетние. Обратно поезд тоже приходит поздно вечером. Конечно, родители хотят, чтобы дети получили образование ближе к дому, - сказала глава поселения.

В отличие от нее чиновники районной администрации полагают, что несовершеннолетних детей можно отправлять одних в поезде, да еще в 4 часа утра. Да еще и подкрепляют свои слова заверениями, что подобный убийственный маршрут гарантирует Кяппесельгское поселение. 

ПОРА ВОЗРОЖДАТЬ ИНТЕРНАТЫ? 

- Школа не справляется с обучением учеников 10-го и 11-го классов, результатом чего стало приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации. Если школа не докажет, что ситуация изменилась, то в перспективе может быть отзыв лицензии, - говорит министр образования Карелии Александр Морозов.

По его оценке, приостановка аккредитации — чрезвычайная ситуация. В прошедшем учебном году подобная процедура коснулась шести образовательных учреждений республики. Правда, до крайних мер в Карелии дошли лишь однажды, когда была закрыта Лоухская вечерняя школа.

- Кяппесельгская школа ликвидирована не будет. Никто так вопрос не ставит, - заметил Александр Морозов.

Но, судя по нашей беседе, в Министерстве образования считают разумным «оптимизировать» 10-й и 11-й классы.   

Мы не должны детям врать, что мы их учим, а они учатся. Старшеклассников в условиях малокомплектных школ научить невозможно. Особенно с учетом вводимого нового стандарта среднего образования, - это принципиальная позиция министра.

При этом министр признает, что, так как у школы есть лицензия, обучать старшеклассников можно и в Кяппесельге, только вот экзамены выпускникам придется сдавать в другом учебном заведении. Теоретически даже с приостановленной аккредитацией открыть 10-й класс вполне реально. Как говорится, было бы желание.     

В качестве самого сильного аргумента Морозов привел опыт соседней Финляндии.

В апреле мы встречались с руководителем госуправления губернии Восточная Финляндия. Они закрывают в Восточной Финляндии к 1 сентября порядка 60 школ, - сообщил министр.

По его словам, в прошлом году финны практически в два раза увеличили время подвоза детей в школы, которые все чаще стали появляться между населенными пунктами. Сейчас время ежедневного подвоза в Финляндии составляет полтора часа, тогда как в Карелии, заметил министр, по нормативу - 30 минут.    

Для детей, которые обучаются в интернатах, такого норматива, уверяет министр, нет. Главное, чтобы школьники были в интернате к началу занятий.

Он признался, что пока не было случая, чтобы детей возили за 100 километров. Но опыт доставки старшеклассников в школу за 80 километров по лесовозной дороге существует. 

Как будут добираться две жительницы деревни Уница до Кондопоги, если 10-го класса в Кяппесельге не появится? По словам министра, это головная боль районной администрации. Морозов уверяет, что кондопожская администрация обязана обеспечить бесплатную доставку детей в интернат и обратно. Подробностей предполагаемого маршрута в министерстве не знают. 

Но, если верить официальному документу, свою обязанность в районной администрации пытаются переложить на Кяппесельгское поселение, предлагая ночью забросить несовершеннолетних детей на проходящий поезд.    

Морозов не скрывал, что, судя по тенденции, с каждым годом количество детей, которых придется возить в школы и интернаты, будет только увеличиваться. Сказывается демографическая ситуация, которая никак не желает улучшаться. Во всяком случае, в Карелии. 

Если в 2002 году ЕГЭ сдавало 7,8 тысячи выпускников 11-х классов, то в 2016 году — только 3140 молодых людей. Количество школьников, которым приходится добираться до знаний на школьном автобусе, в последние три года колеблется от 2800 до 3100 детей. В Карелии действует 11 пришкольных интернатов, где проживают 137 учащихся из отдаленных деревень и поселков. 

Александр Морозов прогнозирует, что в ближайшие годы республика встанет перед необходимостью строительства новых интернатов. Другими словами, образование постепенно будет отодвигаться от небольших деревень и поселков, а дети все чаще будут оторваны от своих семей.

Все реорганизационные и оптимизационные мероприятия в республике рассматриваются в первую очередь сквозь призму обеспечения качества образования. Муниципальным властям нужно работать с родителями, - считает министр.

Он уверен, что один из самых оптимальных вариантов для девятиклассников из малокомплектных сельских школ — продолжить обучение в техникумах и училищах. 

Можно долго спорить о качестве образования на селе и судьбе небольших школ, которые постепенно умирают вместе с карельской деревней. Но, если уж мы говорим о доступности образования, то право выбора — идти ли в техникум или получать полное среднее образование - должно быть у каждого ребенка, где бы он ни родился. 

В беседах с чиновниками я то и дело слышала намеки на то, что ребятам из малокомплектных школ лучше ограничиться возможностями профессионального образования. Конечно, легче всего пойти по пути всеобщего сокращения. А там — будь что будет. И опыт соседей нам, увы, не поможет. 
 
Я бы согласилась, чтобы Карелия пошла по финскому варианту. Но для этого сначала нужно построить в республике современные школы, расположенные между населенными пунктами, приобрести надежный транспорт, отремонтировать дороги, а потом уже кивать на финнов, закрывающих сельские школы. У нас же, кажется, предпочитают просто закрыть и сократить, мотивируя это борьбой за качество.  

Антонина Кябелева /Петрозаводск говорит/

1038

Оставить сообщение:

*##* *###* *####* *###* *###* *#####* ##* *## *#####* *#####* *######* ##* *## ###*### ###*### *####*##* ##**### ##* *## ##* *## ####**##* ##**##* ##* *## ##*#### *########* #####* ##* ##*#### *########* #####* ##* ##***## *##* ##*### ##* *## ##* *## ##* ##**##* ###*### ###*### ##* ##* ### *#####* *###### ##* ##* *## *###* *##### ##* ##* *##
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ПОДПИСКА
Подпишитесь на нашу газету и будьте
в курсе всех новостей
Рекламный баннер 970x90px 970na90