О рисунках дворца, имевшегося на Петровских заводах



Известно, что таковых два: рисунок, сохранившийся у священнослужителей и опубликованный одним из них в середине 19 века, нам наиболее знакомый, и второй - рисунок, собственноручно выполненный Т. В. Баландиным, из его рукописной, ныне впервые опубликованной, книги.

Сравнивая рисунки, можно сделать вывод о том, что они не идентичны.


Особенно обращает на себя внимание исправленная на рисунке Бвландина неточность в вычерчивании крыши здания. На первом рисунке углы крыши "наезжают" на стены.
На первом рисунке также сделана попытка с помощью света и тени показать перспективу, обьем сооружения, особенно его средней части. Обратите внимание на темные вертикальные полоски возле балкона слева и по фасаду справа.
Можно предположить, что первый рисунок был сделан ранее. Баландин заметил неточности и попытался их выправить, придав неуклюжему рисунку более правильные формы. В своей книге Баландин пишет, что в детстве видел дворец, но уже "с развлеченными" окнами и полами нижнего этажа.
Стили, к которым можно отнести дворец, называются самые различные: это "дом для именитых" Леблона, голландское палладианство (предполагают, что дворец строили пленные шведы), теремный стиль.
Известно, что предшественником, если не основателем, стиля барокко считают итальянского архитектора Виньолу, того самого, чью работу о пяти ордерах Петр перевёл лично в 1708-1709 годах (год Полтавы!) и на которой учились будущие русские архитекторы. У Петра в библиотеке имелось семь переизданий этой книги на четырех языках, отмечает в статье "Петр Первый - переводчик"  Н. А. Копанев.
Из стиля Виньолы на рисунке дворца присутствуют арка над дверью, баллюстрады, общая динамика форм, вписанность в "овал".
Однако окно на крыше выдаёт незнакомство автора с канонами западной архитектуры; автор проекта, изображенного на рисунке, только пытается создать свой дворец на западный манер, используя и новый, и  старый русский стиль.
Дворец эклетичен - это соединение отдельных элементов.
Как считает римский искусствовед, знаток итальянской архитектуры и живописи Елена Гусева, к которой мы обратились за консультацией, приписать дворец кому-то из архитекторов петровской эпохи невозможно.
Здесь нам на помощь может прийти известный историк и археолог Петербурга В.П. Коренцвит, который обратил внимание на то, что Петр сам придумывал проекты своих ранних дворцов, а потом уже с архитектором доводил этот проекты "до ума". Недаром стиль этой революционной эпохи назван "Петровское барокко". Вот это окно на чердаке, похожее иллюминатор корабля, (и такое же имелось в Екатеригофском дворце), неуловимо напоминает о главной страсти Петра, морской стихии.

Рисунки: Петровский дворец, Теремный дворец, дворцы Виньолы, дом архитектора Евгения Ферсанова в Петрозаводске, с окном-иллюминатором, 1978 год, Екатерингоф (утрачен), рисунок из книги Баландина
1831

Оставить сообщение:

ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90